RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

7 м/c,

ю-з.

734мм 28%
Подробнее
6 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес 4K: его не ждали, он пришел

4K: его не ждали, он пришел

Этот год стал особенным для рынка видео- и кинооборудования: на выставке NAB Show 2012 в Лас-Вегасе ведущие корпорации задали тренд в развитии отрасли на последующие десять лет. И если цифровая фотография прошла пик технологического роста, то у цифрового

Этот год стал особенным для рынка видео- и кинооборудования: на выставке NAB Show 2012 в Лас-Вегасе ведущие корпорации задали тренд в развитии отрасли на последующие десять лет. И если цифровая фотография прошла пик технологического роста, то у цифрового видео все только впереди: как заявил Стив Возняк, основатель компании Apple и изобретатель одноименного компьютера, будущее всей индустрии – видео высокого разрешения – 4K (4096 × 1714 или 3996 × 2160 для соотношения сторон 2,39:1 и 1,85:1 соответственно. Для традиционного Full HD видео разрешение составляет 2K или 1920 x 1080).

Итак, что приготовил нам NAB’12? И что ожидает российского потребителя? Пройдемся по новинкам от топового уровня кинокамер до более доступных потребительских видеокамер и немного поговорим о рекордерах, телевизорах и проекторах.

Кинокамеры

Голливуд снимает фильмы на цифровые камеры двух ведущих производителей – немецкой компании ARRI и американской Red.

ARRI – самый известный игрок на рынке почти со столетней историей. Поэтому компания предлагает самый полный комплект (камера плюс дополнительное оборудование), значительно ускоряющий процесс кинопроизводства. Немцы не гонятся за мегапикселями, а расширяют модельный ряд семейства камер Alexa: новинки этого года Alexa Studio и Alexa M стоимостью более 100 тысяч долларов США (здесь и далее – цена на американском рынке) имеют 2,5K-матрицу, рабочая область которой может быть близкой к квадрату с соотношением сторон 4:3, что делает возможным использование анаморфотной оптики. Анаморфотные объективы имеют цилиндрические линзы, что в век киноленты позволяло получить сжатое изображение на стандартном 35-мм кадре, которое далее с помощью проектора растягивалось в знакомое нам широкоформатное кинотеатральное изображение с соотношением сторон 2,35:1 или 2,79:1. Теперь можно сказать, что технологии прошлого века нашли воплощение в современной технике.

В апреле В Лас-Вегасе под патронажем теле- и радиовещателей США проводится ежегодное NABshow (NAB – National Association of Broadcasters). Мероприятие является самым крупным в индустрии: именно на NAB дебютируют основные новинки от производителей видео- и кинокамер, телевизоров и проекторов и становятся ясны основные тренды в кинопроизводстве, теле-, радиовещании.
В рамках NABshow проводятся специализированные конференции, но главным событием является выставка. В этом году на ней были представлены 1700 компаний, число посетителей составило рекордные 92 тысячи человек.

Red – молодое лицо американских производителей кинокамер. И здесь все просто: мегапиксели во главе угла! Много – не мало: если в кинотеатрах и дома мы смотрим 2K (FullHD) изображение, то Red производит 5K-камеры – Scarlet и Epic (от 10 и 35 тысяч долларов США). И в этому году американцы представили суперматрицу огромного размера – Red Dragon – 6K 30×15,8 мм. За относительно небольшую плату в шесть тысяч долларов США можно прокачать уже имеющуюся 5K-камеру. Каждый производитель ищет путь к сердцу голливудских киностудий по-своему.

Видеокамеры

Японские компании задают тон в массовом сегменте. Прошлогодний NAB определил ключевую тенденцию для производителей видеокамер – переход на одну большую 2K-матрицу, сопоставимую по размеру с кадровым окном пленочной камеры «Супер» 35-мм (24,9×18,7 мм). Такая матрица позволяет значительно повысить светочувствительность и как результат качество изображения, в особенности в условиях слабой освещенности. Любительские видеокамеры с маленькими матрицами, а также камеры для телевещания с тремя сенсорами постепенно уходят в прошлое.

В этом году компании из Страны восходящего солнца пошли по пути увеличения мегапикселей. Размер матрицы не изменился, но разрешение многократно возросло: все новинки имеют 4K-матрицы. Другими двумя важными трендами следует назвать отказ от записи восьмибитного видеосигнала в пользу 10 и 12 бит и доступность записи несжатого RAW-сигнала. Это действительно большой рывок в развитии камер, и производители поспешили дополнить названия камер приставкой Cine- , то есть кинокамеры.

Сенсацией выставки стала 2,5K-камера от Blackmagic Design. Она позволяет записывать высококачественный сигнал (12 бит 2,5K RAW или 2K ProRes/DNxHD) и при этом по цене сопоставима с зеркальной фотокамерой (три тысячи долларов США). Узел крепления камеры под оптику Canon EF или Zeiss ZE. В комплекте c BM Cine Camera уже поставляется ПО Blackmagic UltraScope и ПО для постобработки DaVinci Resolve (цена в рознице – одна тысяча долларов). К сожалению, российскому потребителю лишь остается запастись терпением в ожидании «убийцы HDSLR (HD-видео на зеркальные фотокамеры)» – компания пока не представлена на нашем рынке.

Итоги

Итак, тренд задан – 4K. Но сможет ли рядовой потребитель увидеть и оценить прогресс? В этом вся загвоздка. Пока 4K-камеры стоят не дешевле восьми тысяч долларов США (без оптики), но ясно, что будут год от года становиться все доступнее. Далее возникает вопрос, на что писать и на чем смотреть. Поддерживаемые камерами карты памяти не способны записывать такой поток информации, поэтому необходимо либо дождаться перехода на новые карты, либо использовать внешние рекордеры. И такие продвинутые 4K-рекордеры дебютировали лишь в этом году, а цена их сопоставима с ценой камеры.

Моделей 4K-телевизоров для массового потребителя тоже пока нет, существуют лишь прототипы. На рынке представлено несколько 4K-проекторов, но стоят они более 10 тысяч долларов.

Американский потребитель может смело рассчитывать на телевидение и кинотеатры. У рядовых российских потребителей есть надежда лишь на вновь строящиеся киноцентры – около 98% кинотеатров в мире рассчитаны на 2K-кинопоказы.

Итак, маховик по раскрутке 4K-видео запущен! Производители потирают руки, а киностудии, кинопрокатчики, телевещатели готовят деньги. Рядовой потребитель пока приглядывается. Но прогресс не остановить, осталось лишь набраться терпения, и 4K постучится и в наши двери!

Денис ВЬЮИН
Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления